Всем известно, что право зародилось в Синларине. Самый древний из сохранившихся свод законов — «Древесный наказ», был выточен на каменных колоннах в Ималионе напротив храма, в котором заседал Ковен. Многие из колонн сохранились до сих пор.

В качестве примера тогдашнего правосудия можно привести последствия кражи молодых саженцев из священных лесов. В случае, если краденое было «божьим или ковенским имуществом», т.е. принадлежало представителям религиозных учреждений или Ковену, укравшего ожидало одно из двух: либо «извинительные» работы, где приходилось месяцами убирать гнёзда грифонов, либо месячное заключение в погребе, где была только вода и пшеничное зерно (выводы из такой диеты можете сделать сами).

История права Нихерии

Система права Синларина разделила правосудие на право «господ» и право «всех остальных». Концепцию подхватила Риафийская империя, а затем изменила под свои нужды.

Прежде всего, старориафийское право со временем нацелилось не на защиту господствующего класса, а на защиту определённых принципов, как бы уравнявших всех людей. Оно было направлено на достижение справедливости, из-за чего суды происходили по предварительной договорённости между гражданами и властями. При этом государство сохраняло за собой право определять границы этой справедливости. Например, для разных категорий населения были разные суда и это считалось вполне «справедливым». У каждого региона со временем образовались собственные правовые системы, которые, как ни странно, прекрасно друг с другом уживались под сенью единых основных законов.

В этих регионах сформировалось два типа права: через судебный прецедент и через рескрипты специальных органов, которые потом образовали единые кодексы для суда. Эти две правовые семьи — яхонская и думанская, соответственно.

Особняком стояла арвийская правовая система, которая, впрочем, позаимствовала элементы старориафского права, подстроив их под свои нужды.

Право в Реабор-Тхаес

Правовая система Реабор-Тхаес это изысканный бульон из закостенелых традиций и вполне современных новшеств. Благодаря кризису традиции Наат и бунтарству Забытых редрехан, чаша весов сместилась от инквизиции Ковена и диктатуры Наат-Тхаес в сторону защиты интересов народа и руководящего класса в общем.

В Синларине правосудие уже давно осуществляет не Ковен. Со времен Временного альянса множественные конфликты граждан Наат и Реабории породили огромную базу судебных прецидентов, но каждые несколько десятков лет эти прециденты теряют актуальность, так как общество Реабор-Тхаес с начала Уходящей Эпохи непрестанно изменяется.

Для упрощения вопроса, судебными делами занимается и Ковен и Собрание домов. В вопросах духовных и религиозных дела чаще всего рассматриваются ковеном, в вопросах же государственных и бытовых — Собранием.

Право в Вече Тейель

Судебные дела в республике Тейель обычно рассматриваются на заседаниях местного, городского Вече. В небольших поселениях совершенно нередко для судебного разбирательства собираются жители, глава поселения и его подчиненные. После любого местного суда, проведенного вне Вече, требуется отправить доклад в ближайшее Вече, где он будет рассмотрен и вердикт будет ратифицирован. Таким образом в Вече Тейель узаконено линчевание, но за отходящий от норм суд Вече может пригрозить усилением контроля в регионе, что для тейельцев страшнее смерти.

Право в Великой Афитре

В Великой Афитре право и судебные процессы разнятся от Атры к Атре. Избирая, кому подчиняться, кхарфиры также избирают и под какой системой права существовать.

Атра-Нифра

В традиционном Атра-Нифра все судебные вопросы разрешает местный вождь и ответственность каждый несёт перед ним. Каждый гражданин Атра-Нифра обладает ровно тем количеством прав, какое для него допустил вождь.

Атра-Ррита

В демократическом Атра-Ррита с недавних пор постепенно оформляется свой свод законов, в котором систематизированы правонарушения и наказания. Суд осуществляет избранный совет, принмающий во внимание решение присяжных.

Атра-Касхат

Аристократы Атра-Касхат судят своих граждан без какой-либо стойкой правовой системы. Дабы привлечь на свою сторону новых членов, касхаты умудряются при самых мягких наказаниях добиваться конкурентно низких уровней преступности. В основном это означает, что в Атра-Касхат вступают те, кто не палится, но хочет перестраховаться.

Атра-Кхар'ат

Источником права для кхар'атов была, есть и будет Доктрина Триума. Их наказания суровы, но решающее слово за репутацией подсудимого. Если «хороший» кхарфир, давний член Атра-Кхар'ат совершил что-то «ухасное», то, очевидно, это происки недружелюбных к Триуму сил и его вины в этом нет.

Атра-Хаитнат

С самыми суровыми нарушениями порядка разбирается непосредственный военачальник подсудимого. Разбираться с мелкими преступлениями здесь считается позором, такого кхарфира отправляют на суд в другую Атра, где его, скорее всего, осудят несправедливо и поспешно.

Право в Последней Республике Луат

Уже на протяжении столетий в Луате совершенствуется правовая система, одна из самых глубоких в современной Нихерии. Источником права здесь является ряд кодексов, каждый из которых регулярно редактируется и дополняется, новая редакция выходит каждые 5 лет. Каждое следующее поколение специалистов права Последней Республики не щадит предыдущее и временами изменения бывают весьма радикальными. Народ Луата такие встряски только подбадривают, создают видимость того, что страна движется вперед.

  • Кодекс Единства — основной и классический правовой документ Луата. Кодекс рассматривает вопросы товарищества и кооперации, вопросы готовности и бдительности народа Луата ко всем возможным угрозам. Сюда же входит основа военного права и особый раздел с правовыми основаниями для мародёров. Треть кодекса отведена вопросам восстановления государства из руин и пепла, которые остались рудиментом с начала эпохи, и сюда же входит раздел о защите культурного наследия и народного знания.
  • Кодекс Борьбы раскрывает военное право Кодеса Единства и дополняет его полноценным воинским уставом с подробностями для всех типов войск и всей военной иерархии.
  • Манифест Справедливости описывает бесчисленное множество преступлений разных степеней тяжести, подробно описывает меры наказаний для разных вариаций этих правонарушений. В этом же кодексе описаны принципы чести, честности и верности, а также гарант равенства всех индивидов перед судом. Несмотря на то, что этот кодекс носит наиболее общий характер, к кодексу Единства в суде отсылаются не менее часто.

Право в Коркафте

Как и в старые эпохи, правовая система Коркафта весьма и весьма размыта. Отдельные кодексы принимаются правителями городов. А бывает и не принимаются. Ярлыкам Адмиралтейства и тем более старшим офицерам все проступки обходятся легче, если не прощаются вовсе.

В наиболее крупных торговых городах Коркафта некоторые судебные вопросы решает сам рынок. Так, например, две организации воспользовавшиеся одной страховой компанией будут решать вопросы на суде, нанятом этой страховой компанией.

Право в Древней Великой Мордвинской Империи и доминионах

В Мордвине к системам права испытывают естественную неприязнь. В стране вечно виноватых право не имеет смысла. В столице имеют место клановые судилища — на них решаются внутриклановые проблемы, и вечевое судилище — где раз в полгода представители кланов обсуждают накопившиеся межклановые вопросы.

Но империя росла и всё большее количество граждан в ней составляли люди. Так, во Флатрии и Сикстинне начала действовать простая система, частично позаимствованная у Яхонской империи. Доминирующий источник права здесь — это судебный прецедент. Это означает, что суд руководствуется при отправлении правосудия не чёткими законами, а аналогичными случаями, ранее решёнными в этом или других судах. Все судебные прецеденты собираются и записываются в «Уложение о судебных решениях Мордвина и Доминионов Империи».

Суды в империи и её субъектах делятся на общие и конституционные. Общие суды рассматривают все существующие дела, кроме тех, что касаются толкования конституции. В оба вида судов судьи назначаются по рекомендации местного органа управления, и кандидатура подтверждается или отклоняется кабинетом министров.

Классификация наказаний

Малой тяжести

  • Мошенничество, в том числе совершённое несколькими лицами, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. Наказывается штрафом в 10 золотых с возвращением украденного имущества или права на данное имущество, либо каторгой сроком до 5 лет, либо заключением в тюрьме до 3 лет.
  • Нарушение общественного спокойствия, в том числе вандализм, дебоширство, драки и иные действия, способные своими последствиями нарушить покой граждан. Наказываются штрафом в размере 3 золотых, либо заключением в тюрьме до 2 лет, если не было тяжких телесных или летального исхода.

Средней тяжести

  • Взяточничество — в равной форме как получение, так и дача взятки службой обязанному лицу, передача денежных средств или ценностей для аннулирования судебных постановлений, прохода на закрытую территорию, тайного дележа казённого имущества и иных действий. Наказывается заключением в тюрьме от 1 до 8 лет. Срок зависит от размера взятки и должности принимающего. При повторном нарушении суд может назначить смертную казнь через отсечение головы.
  • Налоговые правонарушения, равно как и уклонение от уплаты налогов, наказываются штрафом в размере неуплаченных налогов с дополнительной фиксированной суммой в 5 золотых с возможностью изъятия в пользу государства имущества должника.

Тяжкие

  • Убийство, равно как и разбойничество, в зависимости от обстоятельств, наказывается лишением свободы сроком до 20 лет, либо каторгой до 25 лет, либо смертной казнью через повешение. Если убийство совершено случайно или в целях самозащиты, назначается штраф в размере 10 золотых.
  • Насилие сексуального и сопряжённого характера, в том числе против детей, наказывается смертной казнью через четвертование.